Как получить в МФЦ электронную цифровую подпись

Федеральным законодательством (ФЗ-63) предусмотрены несколько способов получения электронной цифровой подписи (ЭЦП), в т.ч. через офис многофункционального центра (МФЦ). Услуга может быть оказана всем категориям граждан при предоставлении документо в оплаты государственной пошлины.

Как в МФЦ оформить электронную подпись

Можно ли получить электронную подпись зависит от вида ЭЦП: многофункциональный центр занимается изготовлением с последующей выдачей простой и неквалифицированной электронной подписи. Усиленную квалифицированную электронную подпись изготавливает только аккредитованный Минкомсвязи РФ удостоверяющий центр (УЦ), т.к. процесс требует использования криптографических алгоритмов и программных средств, имеющих лицензию ФСБ. Однако МФЦ может выступить посредником в получении квалифицированного сертификата ЭЦП и оказать помощь в сборе и проверке документов с последующей передачей их в офис выбранного УЦ.

Мцниципальный центр Мои документы

Какие документы нужны

Электронную подпись в МФЦ могут получить:

  • физические лица с гражданством РФ;
  • юридические лица, имеющие официальную регистрацию любой из правовых форм;
  • индивидуальные предприниматели.

Перечь документов и порядок получения ЭЦП зависит от категории лиц, требований сертификата и условий его последующего использования и определяется статьей 112 ФЗ-44, а описание категорий физических и юридических лиц можно найти в действующем НК РФ. ФЗ оставляет право запрашивать дополнительные документы в зависимости от типа оформляемого сертификата и цели его использования.

Для физических лиц

Граждане РФ для получения электронной подписи физического лица должны предоставить в офис МФЦ:

  • заполненное от руки заявление (официальная форма) на выдачу электронной подписи;
  • СНИЛС заявителя;
  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • копию паспорта, ИНН.

Заявление подписывается синими чернилами в установленном месте и только собственноручно.

Для ИП

Индивидуальные предприниматели предоставляют:

  • заявку на изготовление сертификата ЭЦП;
  • паспорт и его нотариально заверенную копию;
  • оригинал и копию выписки из ЕГРИП;
  • справку об оплате государственной пошлины;
  • приказ о назначении на руководящую должность (если имеется).

Выписка из ЕГРИП действительна в течение 30 дней. Заявление на оформление ЭЦП должно быть подписано собственноручно синими чернилами.

Оформление ЭЦП через МФЦ

Для юридических лиц

Для получения услуги по оформлению ЭЦП все юридические лица должны предоставить следующие документы:

  • заявление на выдачу сертификата ЭЦП;
  • письменное заявление на открытие ЭЦП;
  • заверенный нотариусом устав организации;
  • выписку ОГРН;
  • приказ о назначении руководства;
  • справку об оплате государственной пошлины;
  • паспорт и копию паспорта заявителя.

Справка из ОГРН действительна в течение 30 дней. Все заявления подписываются собственноручно в установленном на бланке месте.

Сроки оформления и стоимость услуги

Стоимость электронной подписи зависит от:

  • возможностей сертификата, его типа и цели использования;
  • тарифа (устанавливается удостоверяющим центром и различается в разных регионах даже для сертификата одного типа);
  • дополнительных преимуществ (срочное изготовление и т.д.).

Ориентировочная цена квалифицированного сертификата варьируется от 3 000 до 7 000 рублей. Простая электронная подпись или неквалифицированная для работы на портале госуслуги и иных ресурсах, позволяющих использование ЭЦП подобного типа, предоставляется бесплатно. Сроки изготовления занимают от 10 до 21 дней.

Пошаговая инструкция получения ЭЦП

Чтобы получить ЭЦП в МФЦ нужно:

  1. Предварительно записаться на прием для посещения офиса многофункционального центра (по телефону, через интернет, лично).
  2. Собрать необходимые документы. При оформлении ЭЦП все копии должны быть читаемыми, полными и не обрезанными.
  3. Заполнить собственноручно и синими чернилами подписать заявление на предоставление услуги.
  4. Подать документы в соответствии с установленными правилами МФЦ.
  5. Дождаться получения сертификата.

Процедура оформления сертификата может различаться в зависимости от каждого конкретного случая.

Процедура оформления ЭЦП через МФЦ в Москве
Процедура оформления ЭЦП через МФЦ в Москве

Для физических лиц

Физические лица могут оформить ЭП двумя способами. Для первого необходимо записаться на прием онлайн (через интернет) или по телефону. Затем зарегистрироваться на сайте выбранного УЦ и подготовить полный пакет документов. Оплатить квитанцию за предоставленную услугу и посетить офис многофункционального центра для подачи документов. Готовый сертификат ЭЦП необходимо получить лично и также по предварительной записи.

Оформление подписи вторым способом требует личного посещения офиса с обязательной предварительной регистрацией в электронной очереди, оплаты пошлины и заполнения заявления, ожидания готового сертификата.

Для ИП и юридических лиц

Процесс получения ЭЦП для юридических лиц и для ИП через МФЦ одинаков:

  1. Регистрация в выбранном УЦ (создание личного кабинета на сайте УЦ).
  2. Получение на электронный адрес квитанции на оплату услуг.
  3. Оплата оформления ЭЦП в течение 3 рабочих дней.
  4. Подготовка пакета документов, соответствующих типу получаемой подписи.
  5. Запись на прием в офис МФЦ.
  6. Личное посещение офиса.
  7. Подача документов.
  8. Получение сертификата ЭП квалифицированного типа, лицензии, ключей и программного обеспечения.

Если документы подает доверенное лицо, то дополнительно прилагают заверенную нотариусом доверенность, паспорт и копию паспорта поверенного.

Документы на получение ЭЦП

Как записаться на прием через интернет

Для получения ЭП удобнее записаться на прием в офис МФЦ удаленно. Сделать это можно как на официальном сайте, так и через портал государственных услуг. Удобнее записываться на прием через госуслуги, т.к. сайт предлагает возможность выбора подходящего времени, типа услуги и т.д.

Как записаться:

  1. Перейти на официальный портал gosuslugi.ru.
  2. Открыть «Каталог услуг».
  3. Выбрать интересующую услугу.
  4. Указать тип получения — «Личное посещение».
  5. Нажать «Записаться на прием».
  6. Из открывшегося списка выбрать адрес офиса, дату и время приема.

Если обстоятельства изменились и в назначенное время невозможно посетить офис, то запись можно отменить или изменить в личном кабинете.

Отказ в получении ЭЦП

Получить отказ в изготовлении и выдаче ЭЦП и физическое, и юридическое лицо может в случае:

  • несоответствия, плохого качества копий или отсутствия документов;
  • наличия ошибок в заявлении или неразборчивого почерка, нечитаемой подписи;
  • отсутствия в системе пенсионного страхования данных о заявителе (или их несоответствие);
  • нарушения налогового кодекса РФ.

Если отказ в получении ЭЦП был неправомерным, то заявитель имеет право подать исковое заявление в суд для опровержения решения. Судебное делопроизводство будет запущено только при наличии подтверждения несправедливости действий МФЦ или УЦ.

Восстановление утраченной ЭЦП

Электронную подпись, утерянную в результате поломки носителя ЭЦП, ПК или мобильного устройства, а также украденную или скомпрометированную, восстановить невозможно. Сертификат подписи — это уникальный документ, полученный путем криптографического преобразования данных. Повторное создание комбинации невозможно из-за соблюдения безопасности и снижения риска подделки реквизита. Для решения проблемы нужно обратиться повторно в офис МФЦ или напрямую в офис УЦ и пройти полную процедуру оформления ЭП.

Электронная подпись в МФЦ

Если подпись необходимо продлить (срок ее действия еще не истек), то собирать документы не нужно. Клиент может обратиться в офис МФЦ с соответствующим заявлением и через 10-14 дней получить новый сертификат ЭП.

Преимущество получения ЭЦП через МФЦ в возможности выбора подходящего времени для посещения офиса, в получении всей необходимой информации по документам, срокам и типам сертификатов, а также в доступности. Многофункциональные центры имеют отделения почти во всех населенных пунктах РФ. Из недостатков можно отметить только продолжительный срок изготовления ЭЦП, но отдельным тарифом предусмотрен срочный выпуск сертификата (от 1 рабочего дня). Список документов для оформления подписи зависит от категории граждан. При несоответствии указанной в заявлении информации или ошибках в подготовленных документах МФЦ оставляет право отказать в получении ЭЦП.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector