Законопроект от 01.05.2017 г. под номером 86-ФЗ сделал оформление электронных больничных листов (ЭБЛ) по требованию пациентов обязательными. Для выдачи больничного и для работы в системе персонал больницы должен иметь электронную подпись (ЭЦП), а также отдельную электронную подпись юридического лица должна иметь и медицинская организация.
Содержание
Кто должен оформить медицинскую электронную подпись
Электронная подпись для врачей должна быть оформлена для:
- лечащего врача для заверения или продления больничного листа, для подписания амбулаторных карт и выписывания рецептов;
- главного врача для подписания отчетов, договоров;
- фельдшеров во время исполнения обязанностей лечащего врача;
- сотрудников статотдела для своевременной передаче информации о больничных в ФСС (Фонд Социального Страхования).
Наличие электронной подписи обязательно и для работодателей, согласных обрабатывать электронные больничные листы с их последующей передачей в ФСС.
Чем удобна ЭЦП
Применение электронной подписи снижает нагрузку на персонал и избавляет от необходимости использовать множество бумажных бланков. Электронный документооборот проще в обращении и не требует внесения одинаковой информации в разные карты, бланки, папки и т.д. Медицинские документы, заверенные квалифицированным сертификатом электронной подписи, нельзя потерять или подделать.
Электронные больничные проверяются перед отправкой в ФСС автоматически, поэтому медицинский центр получает меньше штрафов за неправильное оформление бланков или их порчу. Все документы, хранящиеся в электронном виде и заверенные ЭЦП, не занимают много места, быстро находятся в поисковой системе, читаемы. Такой документ можно отправить адресату по электронной почте или распечатать на бумажном носителе без потери юридической силы. В случае отправки через интернет документ будет иметь отметку об электронной подписи и штамп времени (при необходимости).
Как получить электронную подпись
Для работы в ФСС и для заверения медицинских документов необходима специальная квалифицированная электронная подпись для врача. Оформляют ее в любом удостоверяющем центре, имеющем действующую аккредитацию Минкомсвязи РФ. Сроки изготовления сертификата после подтверждения оплаты — от 3 до 24 часов.
От физического лица потребуется только паспорт и СНИЛС, а также личное присутствие в офисе удостоверяющего центра для подтверждения личности. Юридическое лицо для получения сертификата ЭЦП должно предоставить учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в ФНС, паспорт владельца сертификата и справку из ЕГРЮЛ. Для физических лиц также необходимо посещение офиса для подтверждения личности.
При необходимости предварительную заявку на изготовление подписи можно подать онлайн через сайт удостоверяющего цента, а после оплаты услуги с оригиналами документов посетить офис.
Преимущество электронного больничного листа
Со временем ФСС планирует полный переход на ЭБЛ с системой штрафов за использование бумажных бланков. Объясняется это множеством преимуществ электронного больничного перед бумажным. К ним относят:
- исключение ошибок и экономия времени при выдаче больничного листа: данные о пациенте не нужно вносить вручную, их можно просто скопировать из карты;
- сокращение финансовых расходов: медицинским учреждениям не нужно тратиться на бумагу, расходный материал для офисной техники и прочие принадлежности;
- сокращение физических расходов;
- удобное хранение и обработка информации, простой документооборот;
- надежность: подделать электронный больничный, заверенный квалифицированной ЭЦП, невозможно.
Дополнительно с сотрудников больницы снимается необходимость учета бланков строгой отчетности и их специального хранения. Также не нужно будет писать отчеты и отвечать на запросы о возможной подделке больничного.
Оформление больничного по запросу пациента
В Федеральном законе №86 прописано, что врач имеет право оформить электронный больничный только при соблюдении 2 условий:
- Работодатель и медицинское учреждение пациента зарегистрированы в ЕИИС (Единая Интеграционная Информационная система).
- Пациент дал согласие на оформление электронного больничного листа в письменной форме.
Для медицинских организаций ФСС разработала бесплатную программу, в которой происходит заполнение бланка. Программа позволяет:
- открыть, оформить, продлить, редактировать, закрыть больничный лист;
- проверить в автоматическом режиме правильность заполнения всех полей;
- автоматически заполнить данные о застрахованном пациенте и его работодателе;
- подписать больничный ЭЦП для врачей;
- отправить заверенный подписью файл на шлюз приема электронных больничных;
- отправить подготовленные и проверенные данные в ФСС.
Интерфейс программы простой и не требует специальных компьютерных навыков или продолжительного обучения для пользования.
Как работают электронные больничные
В системе выдачи ЭБЛ принимают участие ФСС, медицинская организация и работодатель. К медицинским организациям относят больницы, стационары и государственные учреждения медико-социальной экспертизы.
Для взаимодействия с Фондом Социального Страхования и работодатель, и пациент должны иметь личный кабинет на сайте ФСС РФ. Он необходим для получения уведомления о поступлении больничного листа, заполнения необходимых данных, отслеживания статуса и т.д.
Как пользоваться услугами ФСС
Регистрация в системе проходит через главную страницу портала госуслуги www.gosuslugi.ru. Если нет личного кабинета на портале, то его необходимо создать в несколько простых шагов:
- на главной странице выбрать «Зарегестрироваться»;
- ввести необходимую информацию и дождаться кода подтверждения;
- активировать учетную запись.
Затем нужно перейти к разделу «Фонд услуг социального страхования» и нажать «Войти».
Далее система предложит два способа входа: через электронную подпись или при помощи номера СНИЛС.
После авторизации пользователь автоматически попадает на страницу, где нужно выбрать «Каталог услуг».
В открывшемся списке нужно найти «Органы власти»/«Федеральные министерства…».
Далее в разделе «Министерство труда» выбрать «Фонд социального страхования».
Пользователю откроется список, где нужно выбрать необходимую услугу.
Затем остается только нажать на кнопку «Получить услугу».
Система автоматически переадресует пользователя на предыдущую версию портала.
В новом списке пользователю предстоит выбрать нужное отделение Фонда, ввести всю необходимую информацию и нажать «Далее».
После этого нужно указать данные в экранной форме.
Далее пользователю предложат загрузить отсканированные документы и выбрать способ уведомлений о процессе оказания услуги и нажать кнопку «Подать заявление».
В дальнейшем всю информацию о процессе можно будет получить в личном кабинете.
Использование электронной подписи и электронного больничного листа удобно и сотрудникам медицинских учреждений, и пациентам, и работодателям. Электронные больничные надежнее, чем на стандартных бумажных бланках, т.к. их сложно подделать и потерять. Оформление документа требует меньших физических затрат и исключает человеческий фактор. Фонд социального страхования разработал бесплатное программное приложение для медицинских центров по выдаче больничных листов, а для его использования сотрудники должны иметь квалифицированную электронную подпись. Получить ее можно в любом удостоверяющем центре с аккредитацией Минкомсвязи при соблюдении условий, оплаты и личного присутствия.