Получение и использование электронной подписи для врачей и больничных листов

Законопроект от 01.05.2017 г. под номером 86-ФЗ сделал оформление электронных больничных листов (ЭБЛ) по требованию пациентов обязательными. Для выдачи больничного и для работы в системе персонал больницы должен иметь электронную подпись (ЭЦП), а также отдельную электронную подпись юридического лица должна иметь и медицинская организация.

ЭЦП для врачей

Кто должен оформить медицинскую электронную подпись

Электронная подпись для врачей должна быть оформлена для:

  • лечащего врача для заверения или продления больничного листа, для подписания амбулаторных карт и выписывания рецептов;
  • главного врача для подписания отчетов, договоров;
  • фельдшеров во время исполнения обязанностей лечащего врача;
  • сотрудников статотдела для своевременной передаче информации о больничных в ФСС (Фонд Социального Страхования).

Наличие электронной подписи обязательно и для работодателей, согласных обрабатывать электронные больничные листы с их последующей передачей в ФСС.

Как оформить ЭЦП для врача

Чем удобна ЭЦП

Применение электронной подписи снижает нагрузку на персонал и избавляет от необходимости использовать множество бумажных бланков. Электронный документооборот проще в обращении и не требует внесения одинаковой информации в разные карты, бланки, папки и т.д. Медицинские документы, заверенные квалифицированным сертификатом электронной подписи, нельзя потерять или подделать.

Электронные больничные проверяются перед отправкой в ФСС автоматически, поэтому медицинский центр получает меньше штрафов за неправильное оформление бланков или их порчу. Все документы, хранящиеся в электронном виде и заверенные ЭЦП, не занимают много места, быстро находятся в поисковой системе, читаемы. Такой документ можно отправить адресату по электронной почте или распечатать на бумажном носителе без потери юридической силы. В случае отправки через интернет документ будет иметь отметку об электронной подписи и штамп времени (при необходимости).

Как получить электронную подпись

Для работы в ФСС и для заверения медицинских документов необходима специальная квалифицированная электронная подпись для врача. Оформляют ее в любом удостоверяющем центре, имеющем действующую аккредитацию Минкомсвязи РФ. Сроки изготовления сертификата после подтверждения оплаты — от 3 до 24 часов.

Как офрмить электронный больничный

От физического лица потребуется только паспорт и СНИЛС, а также личное присутствие в офисе удостоверяющего центра для подтверждения личности. Юридическое лицо для получения сертификата ЭЦП должно предоставить учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в ФНС, паспорт владельца сертификата и справку из ЕГРЮЛ. Для физических лиц также необходимо посещение офиса для подтверждения личности.

При необходимости предварительную заявку на изготовление подписи можно подать онлайн через сайт удостоверяющего цента, а после оплаты услуги с оригиналами документов посетить офис.

Преимущество электронного больничного листа

Со временем ФСС планирует полный переход на ЭБЛ с системой штрафов за использование бумажных бланков. Объясняется это множеством преимуществ электронного больничного перед бумажным. К ним относят:

  • исключение ошибок и экономия времени при выдаче больничного листа: данные о пациенте не нужно вносить вручную, их можно просто скопировать из карты;
  • сокращение финансовых расходов: медицинским учреждениям не нужно тратиться на бумагу, расходный материал для офисной техники и прочие принадлежности;
  • сокращение физических расходов;
  • удобное хранение и обработка информации, простой документооборот;
  • надежность: подделать электронный больничный, заверенный квалифицированной ЭЦП, невозможно.

Дополнительно с сотрудников больницы снимается необходимость учета бланков строгой отчетности и их специального хранения. Также не нужно будет писать отчеты и отвечать на запросы о возможной подделке больничного.

Оформление больничного по запросу пациента

В Федеральном законе №86 прописано, что врач имеет право оформить электронный больничный только при соблюдении 2 условий:

  1. Работодатель и медицинское учреждение пациента зарегистрированы в ЕИИС (Единая Интеграционная Информационная система).
  2. Пациент дал согласие на оформление электронного больничного листа в письменной форме.

Для медицинских организаций ФСС разработала бесплатную программу, в которой происходит заполнение бланка. Программа позволяет:

  • открыть, оформить, продлить, редактировать, закрыть больничный лист;
  • проверить в автоматическом режиме правильность заполнения всех полей;
  • автоматически заполнить данные о застрахованном пациенте и его работодателе;
  • подписать больничный ЭЦП для врачей;
  • отправить заверенный подписью файл на шлюз приема электронных больничных;
  • отправить подготовленные и проверенные данные в ФСС.

Электронный больничный

Интерфейс программы простой и не требует специальных компьютерных навыков или продолжительного обучения для пользования.

Как работают электронные больничные

В системе выдачи ЭБЛ принимают участие ФСС, медицинская организация и работодатель. К медицинским организациям относят больницы, стационары и государственные учреждения медико-социальной экспертизы.

Для взаимодействия с Фондом Социального Страхования и работодатель, и пациент должны иметь личный кабинет на сайте ФСС РФ. Он необходим для получения уведомления о поступлении больничного листа, заполнения необходимых данных, отслеживания статуса и т.д.

Как пользоваться услугами ФСС

Регистрация в системе проходит через главную страницу портала госуслуги www.gosuslugi.ru. Если нет личного кабинета на портале, то его необходимо создать в несколько простых шагов:

  • на главной странице выбрать «‎Зарегестрироваться»‎;

Регистрация на сайте Госуслуг

  • ввести необходимую информацию и дождаться кода подтверждения;

Заполнение данных на Госуслугах

  • активировать учетную запись.

Затем нужно перейти к разделу «‎Фонд услуг социального страхования» и нажать «‎Войти».

Поиск на Госуслугах

Далее система предложит два способа входа: через электронную подпись или при помощи номера СНИЛС.

Авторизация на сайте Госуслуг

После авторизации пользователь автоматически попадает на страницу, где нужно выбрать «‎Каталог услуг».

Каталог Госуслуг

В открывшемся списке нужно найти «‎Органы власти»/«‎Федеральные министерства…».

Выбор ФСС на Госуслугах

Далее в разделе «‎Министерство труда» выбрать «‎Фонд социального страхования».

Выбор фонда соцстрахованния

Пользователю откроется список, где нужно выбрать необходимую услугу.

Выбор услуги ФСС

Затем остается только нажать на кнопку «‎Получить услугу».

Кнопка получить услугу ФСС

Система автоматически переадресует пользователя на предыдущую версию портала.

Перенаправление на старый портал ФСС

В новом списке пользователю предстоит выбрать нужное отделение Фонда, ввести всю необходимую информацию и нажать «‎Далее».

Выбор нужной опции

После этого нужно указать данные в экранной форме.

Заполнение данных на сайте ФСС

Далее пользователю предложат загрузить отсканированные документы и выбрать способ уведомлений о процессе оказания услуги и нажать кнопку «‎Подать заявление».

Подача заявления на сайте ФСС

В дальнейшем всю информацию о процессе можно будет получить в личном кабинете.

Личный кабинет на сайте ФСС

Использование электронной подписи и электронного больничного листа удобно и сотрудникам медицинских учреждений, и пациентам, и работодателям. Электронные больничные надежнее, чем на стандартных бумажных бланках, т.к. их сложно подделать и потерять. Оформление документа требует меньших физических затрат и исключает человеческий фактор. Фонд социального страхования разработал бесплатное программное приложение для медицинских центров по выдаче больничных листов, а для его использования сотрудники должны иметь квалифицированную электронную подпись. Получить ее можно в любом удостоверяющем центре с аккредитацией Минкомсвязи при соблюдении условий, оплаты и личного присутствия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector