Как получить и использовать электронную подпись в Казахстане

В Казахстане каждое физическое и юридическое лицо может получить электронную цифровую подпись (ЭЦП), которая представляет собой зашифрованный набор символов, позволяющий идентифицировать автора документа. Наличие электронной подписи упрощает документооборот, позволяет взаимодействовать с государственными органами и т.д. Для изготовления ЭЦП можно обратиться в Национальный Удостоверяющий Центр Республики Казахстан (НУЦ РК) и пройти простую процедуру подачи заявления.

Для чего нужна ЭЦП

Помимо заверения документов в электронном виде ЭЦП дает возможность:

  • получать государственные электронные услуги (справки, документы, выписки, запросы и т.д.) в любое время суток и не выходя из дома;
  • обращаться в государственные органы Республики;
  • оплачивать платежи в режиме онлайн;
  • участвовать в торгах на электронных торговых площадках;
  • подавать заявления в ВУЗы, вставать в очередь в детский сад или школу;
  • получать информацию о страховании в медицинской сфере;
  • подавать налоговую отчетность и работать с любыми финансовыми документами.

Получение эцп в Казахстане

Электронная подпись заменяет и печать, и собственноручную подпись и имеет полную юридическую силу. Электронный документ, подписанный ЭЦП, доставляется адресату в течение нескольких секунд и гарантирует подлинность и неизменность содержания. Подделать ЭЦП невозможно, т.к. в процессе создания ключа подписи участвуют сложные криптографические алгоритмы.

Получение ЭЦП физическим лицом

Процесс получения ЭЦП состоит из нескольких простых шагов. Пользователь должен:

  • перейти на страницу НУЦ РК http://pki.gov.kz/index.
  • скачать NCALayer для нужной операционной системы;
  • установить с последующим запуском программу NCALayer;
  • подать онлайн-заявку.

Затем в течение 30 дней пользователь должен посетить офис Центра Обслуживания Населения (ЦОН) с оригиналами документов.

Как оформить эцп в Казахстане

Список документов

Для личного посещения офиса ЦОН необходимо подготовить:

  • распечатанное заявление на выдачу подписи, подписанное собственноручно синими чернилами;
  • паспорт;
  • доверенность на представителя получателя подписи, заверенную нотариально.

Доверенность нужна в случае, если будущий владелец подписи не может лично посетить офис и просит кого-то из друзей или родственников представлять его интересы. Форму доверенности можно найти в нотариальной конторе.

Подача электронной заявки

После запуска программы NCAlayer нужно перейти на сайт НУЦ РК и нажать «‎Подать заявку»‎. Далее будет произведена автоматическая переадресация на страницу, где нужно будет ввести код проверки и номер ИНН. Система сформирует заявку в автоматическом режиме.

Онлайн заявка на эцп в Казахстане

Дополнительно необходимо заполнить поле с фактическим адресом и указать действующую электронную почту, выбрать место хранения электронных ключей. Затем заявку отправляют в НУЦ и распечатывают.

Тип хранения ЭЦП

Для хранения электронной подписи доступны несколько вариантов:

  • файловая система на ПК;
  • электронный носитель eToken, Kaztoken, JaCarta;
  • sim-карта для мобильных телефонов;
  • чип в паспорт.

Электронный носитель имеет разъем USB и подходит к любому компьютеру или ноутбуку. Является одним из самых распространенных вариантов для хранения ключа ЭЦП. Sim-карта позволяет работать с ЭЦП с мобильного устройства через специальные приложения для IOS и Android, но не подходит для использования ЭЦП с ПК. Чип в паспорте универсален и удобен, но требует дополнительного кард-ридера и программного обеспечения.

Можно ли получить подпись в ЦОНе

Если подать предварительную заявку через интернет нет возможности, то пользователь может посетить офис ЦОН. Сотрудники офиса не только примут заявление на изготовление подписи, но и помогут настроить NCAlayer, установить корневые сертификаты, обязательные для работы, и ответят на все интересующие вопросы о ЭЦП.

Можно ли оформить заявку с мобильного устройства

Несмотря на то, что все современные мобильные телефоны имеют доступ к высокоскоростному интернету, подать заявку на первое изготовление подписи с них невозможно. Через официальное приложение от egov.kz можно подать заявление на перевыпуск ЭЦП при условии, что старый сертификат подписи еще действителен.

Получение ЭЦП юридическим лицом

Для юридического лица процесс оформления и получения сертификата электронной цифровой подписи аналогичен. Необходимо скачать, установить и запустить программу NCALayer и перейти на сайт НУЦ РК для подачи заявки.

Заявка на сайте НУЦ РК

Затем нужно выбрать свою должность: сотрудник, имеющий право подписывать документы, руководитель и т.д. Система сделает автоматическую переадресацию на страницу подачи заявки. Нужно будет ввести БИН организации, код проверки, а после этого — необходимые данные.

Заполнение заявки брлицом на сайте НУЦРК

В конце заявление распечатывается и подписывается собственноручно.

Список документов

При посещении офиса юридическое лицо должно иметь при себе:

  • собственноручно подписанное заявление с номером заявки;
  • паспорт заявителя;
  • заверенную у нотариуса доверенность (в случае, если заявитель просит доверенное лицо получить ЭЦП);
  • свидетельство государственного образца о регистрации индивидуального предпринимателя (для ИП).

Оригиналы документов предоставляются сотрудникам НУЦ в течение месяца после формирования заявки на изготовление ЭЦП.

Как установить NCALayer

После скачивания установщика с официальной страницы (http://pki.gov.kz/index.«‎Меню браузера»‎/«‎Загрузки»‎):

  • В открывшемся мастере установки пользователь нажимает «‎Далее».

Установка NCALayer

  • Затем проставляет нужные галочки и снова нажимает «‎Далее».

Отметки на Ncalayer

  • Завершается процесс нажатием кнопки «‎Установить».

Завершение установки Ncalayer

  • После этого система выдаст два окна:

Корневой сертификат 2

Корневой сертификат 1

Это корневые сертификаты, обязательные для установки. Нужно просто согласиться, нажав «‎Да». Без них работа программы будет невозможна. Установка программы завершена.

Регистрация на портале egov

Все пользователи, имеющие электронную подпись, могут зарегистрироваться на портале egov.kz для получения любых государственных услуг.

Для получения личного кабинета необходимо перейти на главную страницу (https://egov.kz) и выбрать «Регистрация». Для продолжения действий нужно поставить галочку-соглашение с правилами использования электронного портала и выбрать юридическую форму пользователя (физическое или юридическое лицо).

Регистрация на портал egov

Затем необходимо нажать «Регистрация с ЭЦП».

Регистрация ЭЦП в Казахстане

В новом окне регистрации нужно ввести и подтвердить пароль, указать адрес действующей электронной почты и выбрать действующий сертификат электронной подписи.

Выбор сертификата эцп на портале egov

После того как сертификат выбран, пользователь нажимает «Зарегистрироваться».

Завершение регистрации эцп

Система автоматически проверит сертификат и выдаст сообщение об успешной регистрации.

Успешная регистрация эцп в Казахстане

Для последующего входа на портал нужно выбрать «Вход по ЭЦП». Затем пользователь выбирает нужный сертификат через активную кнопку «Выбрать сертификат».

Вход в систему egov по эцп

Указав путь на ПК к сертификату и подтвердив выбор нужно нажать «Войти в систему».

Авторизация на портале egov

Пользователь авторизован на сайте и может приступать к поиску необходимой информации и иной работе.

Электронная цифровая подпись позволяет юридическим и физическим лицам вести электронный документооборот, взаимодействовать с государственными органами и структурами в режиме онлайн, принимать участие в торгах и т.д. Преимущество ЭЦП в том, что ее невозможно подделать и она гарантирует неизменность документа после его заверения. Оформить ЭЦП можно через Национальный Удостоверяющий Центр или через отделение Центра Обслуживания Населения. Заполнить предварительную заявку удобнее через официальный сайт, а затем в течение месяца после подачи подтвердить личность посещением офиса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector