Государственная информационная система (ИС) «Маркировка» отслеживает движение лекарственных препаратов и товаров из натурального меха на российском рынке, а также проверяет исключение товара из торгового оборота и переход в собственность. Для работы в системе пользователи должны иметь электронную подпись и пройти процедуру регистрации. Неиспользование ИС может обернуться для участников рынка штрафами.
Содержание
Кому нужна ЭЦП для ИС
Согласно Федеральному законопроекту от 24.04.2016 под номером 105 и от 28.12.2017 под номером 425 все участники рынка, желающие работать легально, обязаны маркировать свою продукцию и отражать все операции с товаром в ИС «Маркировка». Для регистрации и заказа контрольных идентификационных знаков (КиЗ), а также подписи отправляемой электронной информации требуется квалифицированная электронная подпись (КЭП).
Производители меховых и лекарственных товаров обязаны оформлять заявление на изготовление и выдачу КиЗ, подписывая их личной электронной цифровой подписью (ЭЦП). Заявление проходит процедуру согласования с ФНС и пересылается в «Гознак». Маркировка партии происходит уже после получения марок, а данные об этом передаются в ИС и подписываются ЭЦП компании. С этого момента возможно отслеживание легальных лекарственных препаратов и изделий из меха.
Импортеры меховых изделий формируют запросы на производство (заверяя их КЭП) и маркируют товар до прохождения таможни, а импортеры лекарственных препаратов обязаны сформировать запрос, заверенный КЭП, на изготовление КиЗ, переупаковать товар и внести данные об изменениях в систему.
Оптовые и розничные продавцы товаров из меха и медикаментов обязаны фиксировать оборот, формируя при помощи КЭП в ИС отчеты об отгрузке и получении, возврате, списании, перемаркировки товара. Компании, продающие лекарства, дополнительно должны вносить изменения о переупаковке лекарств.
Для аптек, больниц и поликлиник наличие КЭП необходимо для подтверждения факта получения лекарственных препаратов, в т.ч. и наркотического действия, их распаковки и передачи на хранение, утилизации.
Можно ли работать без ИС
Меховой рынок требует обязательное использование электронной маркировки. За изготовление, продажу или покупку немаркированного изделия накладывается штраф:
- для физических и должностных лиц: от 5 000 до 10 000 рублей;
- для организаций: от 50 000 до 300 0000 рублей.
Отказ от регистрации в информационной системе влечет за собой уголовную ответственность.
Для участников рынка лекарственных препаратов требования пока не столь жесткие, и маркировка товаров проходит на добровольной основе. С 01.01.2020 г. маркировка лекарственных препаратов становится обязательной для всех компаний, реализующий медикаменты на территории РФ. Невыполнение требований и отказ от регистрации в ИС повлечет за собой штраф (до 10 000 рублей для физических лиц и до 100 000 для компаний) или уголовное дело.
Получение ЭЦП для ИС «Маркировка»
Получить квалифицированную подпись для информационной системы можно в любом удостоверяющем центре (УЦ), имеющей аккредитацию Минкомсвязи РФ. Предварительную заявку на изготовление подписи можно отправить удаленно, прикрепив к ней документы:
- для физических лиц и ИП: паспорт, СНИЛС, ИНН;
- для юридических лиц: паспорт, выписку из ЕГРЮЛ, СНИЛС, ОГРН, документ о назначении на должность.
После проверки электронной заявки сотрудник УЦ назначает время для личного визита в офис, где необходимо предоставить оригиналы документов, а также квитанцию об оплате услуги. Стоимость изготовления зависит от региона и типа сертификата, и варьируется от 3000 до 7000 рублей. Электронная подпись изготавливается обычно в течение 2-4 рабочих дней после оплаты, или в течение 24 часов при срочном изготовлении (по отдельному тарифу). ЭЦП для ИС «Маркировка» выдается сроком на 1 год.
Общие правила регистрации в системе
Регистрация возможна для следующих участников рынка:
- для резидентов РФ;
- представительств иностранных государств, держателей регистрационных удостоверений (РУ).
Вся информация об участниках рынка в ИС «Маркировка» загружаются из реестров органов исполнительной власти на федеральном уровне. Регистрация происходит только при наличии действующего сертификата квалифицированной электронной подписи и на основании электронной заявки.
Регистрация резидента РФ и Представительства иностранного держателя регистрационного удостоверения
Процесс регистрации проходит в несколько шагов:
- Выбор системы.
- Настройка ЭЦП.
- Заполнение реквизитов.
При последовательном и правильном заполнении всех полей регистрация в системе занимает всего несколько минут.
Выбор системы
На портале nalog.ru пользователь нажимает на гиперссылку «Регистрация» и в открывшейся форме выбирает нужный раздел. Это может быть маркировка лекарственных товаров или товаров, изготовленных из меха.
Настройка КЭП
Электронная заявка на регистрацию в системе подписывается квалифицированной электронной подписью. На ПК, с которого подается заявка, должно быть установлено необходимое программное обеспечение (криптопровайдер, плагины для браузера), сертификаты ключей проверки ЭЦП и произведены все настройки. Чтобы произвести проверку установленных компонентов на соответствие нужно нажать «Начать проверку».
Если система обнаружит отсутствие необходимых программных средств, то будет выдано сообщение:
После установки недостающих компонентов необходимо пройти проверку заново. Если проверка прошла успешно, то будет совершен автоматический переход на форму заполнения данных.
Заполнение реквизитов
В новой форме пользователь выбирает «Вид участника». Из выпавшего списка выбирается либо «Резидент Российской Федерации», либо «Представительство иностранного держателя регистрационного удостоверения». Затем пользователь вводит:
- адрес действующей электронной почты;
- данные сертификата электронной подписи.
После заполнения формы нужно нажать «Зарегистрироваться».
Сформированную заявку на регистрацию нужно подписать, нажав соответствующую кнопку в диалоговом окне. При успешном подписании и отправке заявки система выдаст сообщение:
Результат проверки и подтверждение регистрации будет отправлен на электронную почту.
Процесс рассмотрения заявки
После того как заявка сформирована и отправлена, оригиналы документов, подтверждающие право предоставления интересов иностранного держателя РУ, а также заявление на добровольное участие в ИС должны быть представлены по адресу: 109074, Москва, Славянская площадь, д.4, строение 1. в срок в Росздравнадзор. На подачу оригиналов дается десятидневный срок. Со дня принятия положительного решения о регистрации иностранного держателя РУ в качестве участника ИС доступ к системе выдается в течение 1 рабочего дня.
Если в регистрации отказано, то на электронную почту, указанную при регистрации, отправляется соответствующее решение и причина отказа.
Основания для отказа в регистрации
Для резидента РФ отказ в регистрации в ИС «Маркировка» может иметь следующие причины:
- отсутствие квалифицированной электронной подписи;
- несовпадение данных в сертификате по руководителю организации;
- отсутствие данных о регистрации ИП или юридического лица в ФНС;
- отсутствие данных об имеющейся лицензии на выпуск лекарственных препаратов;
- отсутствие лицензии на медицинскую или фармацевтическую деятельность.
Для представительства иностранного держателя РУ отказ может быть получен из-за:
- отсутствия квалифицированной электронной подписи;
- несовпадения данных в сертификате ЭЦП по руководителю организации;
- отсутствия данных о действующих записях в Госреестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.
Информационная система «Маркировка» была создана для контроля за продукцией из меха и лекарственных товаров на территории РФ. Регистрация в системе возможна только при наличии квалифицированной электронной подписи, а неиспользование ИС грозит штрафом и уголовной ответственностью как для физических, так и для юридических лиц. Процесс регистрации при правильном заполнении всех полей и настроенном ПО ЭЦП занимает несколько минут. Представительству иностранного государства держателя регистрационного удостоверения дополнительно нужно будет предоставить оригиналы документов в Росздравнадзор. Резиденты РФ получают решение о регистрации в течение рабочего дня после подачи заявки на электронную почту.