Как получить ЭЦП онлайн из дома

Процесс получения электронной подписи (ЭЦП) зависит от ее вида и цели использования. Подписи, дающие документам полную юридическую силу и приравнивающие документы к подписанным собственноручно, можно получить только при личном посещении офиса удостоверяющего центра. Но есть и такие ЭЦП, получение которых возможно в режиме онлайн и не выходя из дома.

Можно ли оформить ЭЦП из дома

Правила оформления и использования цифровой электронной подписи, а также ее виды, определены Федеральным Законом Фз-63, принятым 06.04.2011 г. Согласно законопроекту для получения квалифицированной и неквалифицированной ЭЦП необходимо подтверждение своей личности в офисе удостоверяющего центра или иного государственного органа. Удаленно можно получить только простую подпись, представляющую собой комбинацию логина и пароля. Каждая пара уникальна и выдается определенному человеку в виде СМС-кода, кода, присылаемого на электронный адрес почты, или по иному онлайн-ресурсу.

Как получить ПЭП онлайн

При помощи простой ЭЦП можно определить личность человека, место его проживания или регистрации и подтвердить выполняемые обязательства. Этот вид подписи обычно используется физическими лицами на портале получения государственных услуг, при совершении банковских операций, покупок через онлайн-магазины и т.д.

Процесс получения подписи

Чтобы получить ЭЦП не выходя из дома, нужно:

  1. Выбрать определенную информационную систему.
  2. Ознакомиться с правилами и условиями ее использования.
  3. Зарегистрироваться.
  4. Подтвердить вход в личный кабинет (авторизоваться) при помощи полученной ЭЦП.

На портале государственных услуг используется несколько типов простой электронной подписи (ПЭП). Стандартные условия работы подразумевают заверение документов обычной ПЭП, а для получения возможности использовать все услуги нужно пройти процедуру идентификации личности и создать подтвержденный аккаунт. Сделать это можно как лично, через офис Почты России или МФЦ, так и заказным письмом на адрес регистрации.

Чтобы получить электронную подпись онлайн для работы на официальном сайте Москвы, нужно лишь зарегистрироваться на портале и использовать в дальнейшем личный код. Для вхождения в личный кабинет в системах онлайн-банкинга нужен разовый пароль, который высылается на мобильный телефон при каждой новой авторизации. Аналогичная простая подпись применяется и при совершении платежей. Подобные меры безопасности позволяют банку подтвердить личность клиента и то, что клиент сам совершает перевод средств. Действия условно приравниваются к его подписи под совершаемой операцией.

Вход на сайт Госуслуг с простой ЭЦП

Виды простой подписи

В роли простой ЭЦП может выступать почтовый электронный адрес. Чтобы получить ЭЦП онлайн такого типа нужно заключить договор или пользовательское соглашение с выбранной информационной системой о том, что все документы подписываются ПЭП. Почтовый адрес выступает в роли открытого ключа, а пароль от почтового ящика — в роли конфиденциального ключа.

Юридическую значимость такой подписи определяют 3 условия:

  • ограниченность доступа к почтовому сервису определенным числом пользователей, прошедших проверку удостоверения личности;
  • расположение открытого ключа в пересылаемых файлах;
  • доступность почтового пароля только владельцу ящика.

Также ПЭП в виде адреса почты часто применяют в корпоративной почте, где пароль известен нескольким лицам.

Простая электронная подпись

Еще один вид ПЭП — соглашение с информационной системой о создании учетной записи. В этом случае в роли открытого ключа выступает логин, а в роли закрытого ключа — пароль. Сферами ее применения могут быть интернет-банкинг и онлайн-сервисы, фондовые рынки, федеральные и муниципальные порталы услуг и т.п.

Юридическую значимость такой подписи обеспечивают:

  • соглашение, которое устанавливает однозначную связь логина с удостоверением личности учетной записи;
  • доступность закрытой части ключа только владельцу.

Минус такой подписи в высоком риске подделки логина или пароля, а также СМС-кода.

Тонкости законодательства

Согласно ст.6 ФЗ-63, электронный документ, заверенный простой цифровой подписью, признается равнозначным бумажному в случае, предусмотренном требованиями ФЗ или соглашением между всеми участниками электронного документооборота. Соглашение должны быть составлено в соответствии с предписаниями ст.9 ФЗ-63.

Положением Правительства РФ от 28.10.2013 г. под номером 968 предусмотрены:

  • возможность использования в качестве ключа ПЭП, подтверждающего факт формирования заявки конкретным человеком, сочетание пароля и идентификатора;
  • возможность использования идентификатором СНИЛСа, а в роли пароля — последовательность символов;
  • возможность использовать для подтверждения личности номер сотового телефона.

Виды ЭЦП

При применении телефона номер должен быть занесен в регистр единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Регистрация в системе происходит на портале госуслуг и обеспечивает доступ ко многим ресурсам, взаимодействующим с ЕСИА.

В 2018 г. была введена система удаленной идентификации клиентов банков, зарегистрированных на территории РФ, и пользователей различных информационных систем, имеющих личный кабинет в ЕСИА. Пользователи обязаны предоставить в банк данных образец голоса и изображение лица для безопасности работы и использования ПЭП в дальнейшем.

Получение электронной подписи без личного посещения офиса удостоверяющего центра или иного учреждения возможно только для простого типа ЭЦП. Такая подпись обычно является сочетанием пары логин и пароль или выдается в виде СМС-кода. Она не имеет юридической силы для подписания документов, но позволяет подтвердить авторство пользователя в отношении некоторых действий (отправка документов, перевод денежных средств и т.д.). Получают ПЭП во время регистрации и авторизации в выбранной системе и используют в дальнейшем согласно правилам действующего Федерального Законодательства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector